Лариса Лужина: "Мама варила папины ремни, чтобы мы могли хоть что-то погрызть"

Народная артистка РСФСР Лариса Лужина - дитя войны. Она с семьей пережила блокаду, и не все ее близкие смогли остаться в живых. В разговоре с корреспондентом Sobesednik.ru Лариса Анатольевна вспомнила страшные годы далекого детства, свои первые шаги в кино, любовные отношения и случай харассмента. Те, кто прошли войну, не любят вспоминать пережитое, даже дети и внуки ветеранов ВОВ порой попросту не знают истории своих героев, потому что им не рассказывали. Ларисе Лужиной было всего три года, когда семья узнала, что такое голод и страшные испытания. Еще маленькой девочкой в годы войны она потеряла шестилетнюю сестру, скончавшуюся от голода, бабушку и отца. - Блокада - страшное слово, это голод, холод, смерть, боязнь за своих близких. Мама об этих годах старалась не вспоминать и не говорить, - вспоминает Лужина. - Я сейчас жалею, что не спрашивала ее о тех временах больше. Я вообще ничего не помню, маленькая была. Не так давно меня девочка спросила на одном фестивале, что дети ели в блокаду? И мне стало страшно, я не могла рассказать ей про те ужасы, как мы снимали обои со стен, потому что они были приклеены на мучной клейстер, и потом варили, чтобы почувствовать в этом отваре вкус муки. Или же грызли ремни… Мой папа был штурманом дальнего плавания, и дома остались кожаные ремни от его морской формы. Мама варила эти ремни, чтобы мы могли хоть что-то погрызть. Или истории про кошек и мышей… Как такое рассказывать сегодняшним детям? Лариса Лужина: В войну отец умирал от истощения, но всегда отдавал мне свой хлеб Да, учитывая мой возраст на тот момент, на мою психику все эти ужасы не повлияли, но я до сих пор не могу выбросить еду. Мама моя хранила все продукты. Когда она умерла в 1982-м году, я нашла в ее шкафу множество припрятанных круп, хлеба, муки. Она и тогда боялась, мало ли что снова случится. Мама очень любила принимать гостей и всегда переживала, когда кто-то не доедал. При ней тарелки всегда оставались пустыми. - Как вы, ребенок войны, смогли в раннем возрасте попасть в кино? Это упорный труд или везение? - Я думаю, это судьба. Уверена, это мой ангел прокладывал мне дорогу. Я каждый день, выходя из дома, говорю: «Ангел мой, пойдем со мной, ты впереди меня, я за тобой». А если говорить о карьере, я всегда хотела быть актрисой. Просто я не пробивной человек, не умею бороться за себя. Я как щепочка, которая плывет по реке, куда течение, туда и она. Я провалилась на первом туре при поступлении в театральный институт. Может, я дальше и не стала бы актрисой, если бы не судьба. Спасибо Лейде Лайус, студентке ВГИКа, которая обратила на меня внимание, пригласила меня в массовку фильма. Затем мне доверили роль в эпизоде, а далее - я получила главную роль. Я до сих пор Лейду называю крестной. Царствие ей небесное. - Сейчас популярна фраза «звездная болезнь». Вам знакомы эти симптомы? - Наше поколение было другим. Во-первых, нас никто звездами не называл, это сейчас любая актриса или певица, кого ни возьми, звезда. У нас были популярные артисты, любимые, заслуженные, но не звезды. Звездной болезни у меня никогда не было и нет, да и не достигла я той высокой планки в карьере. Да, все мои картины хорошие, добротные, но не более. Но, несмотря на это, люди меня узнают, пишут добрые слова, причем помнят по первой картине «На семи ветрах», это очень приятно. - В начале карьеры случались курьезы на площадке по неопытности? - На съемках фильма «На семи ветрах» у меня случилась настоящая трагедия. Режиссер Станислав Ростоцкий хотел снимать другую актрису, а Сергей Аполлинариевич Герасимов, руководитель Ростоцкого, настоял на том, чтобы взяли меня. Я была его ученицей. Фото: стоп-кадр из фильма «На семи ветрах» У меня ничего не получилось. Изначально меня перекрасили в блондинку, что мне очень не шло, к тому же я ощущала неприязнь режиссера. Все это меня сковывало, к тому же я была еще студенткой первого курса. Ростоцкий привез Герасимову материал и сказал, что я не справляюсь, и что он будет менять актрису. Герасимов сказал: «Стасик, что ты ее перекрасил? Возвращай ее в свой нормальный цвет, и давай, работай с ней, ты же скульптор, а она - глина, твой талант должен на ней проявиться. Если бы не Герасимов, все это закончилось бы для меня трагедией. Возвращаться в институт было бы стыдно - ведь меня хотели снять с роли за профнепригодность. - Вы были замужем четыре раза. К кому из супругов были самые сильные чувства? - Не могу сказать об огромной любви, но, наверное, самые крепкие чувства у меня были к первому мужу. Чаще всего я вспоминаю именно Лешу (кинооператор Алексей Чардынин - Прим. Sobesednik.ru). Это были студенческие годы, у нас была такая красивая влюбленность, жизнь в общежитии и прочее. К сожалению, расстояние любовь не укрепляет, а наоборот. Так получилось и с нами. Я около 4 лет работала в Германии, в Москву выбиралась изредка, а он работал здесь, мужчина красивый, девушки на него вешались. - Я так понимаю, вы жили своими жизнями. Как вы пришли к расставанию? - Когда мы встречались, уже было понятно, что чувства остыли, появилась отчужденность. Причем мы продолжали ревновать друг друга, доходило даже до столкновений. В конце отношений мы просто пришли к тому, что былого не вернуть, совместного быта не получается. Да и детей у нас не было. Может, все было бы иначе, если бы у нас кто-то был. Он умер лет десять назад, не смог выкарабкаться после инсульта, очень жалко его. Второй супруг, Валера (кинооператор Валерий Шувалов - Прим. Sobesednik.ru), был тоже близок мне. Он - отец моего единственного сына Павла. К сожалению, Валера год назад скончался от коронавируса. - Вы всегда сразу говорили своим мужьям о желании расстаться? - С Валеркой я могла бы и не разводиться. Был бы кто-то на стороне, как это бывает, но я не смогла, не хотела его обманывать. Это было ужасно, я совершила предательство по отношению к Валерке и сыну, влюбилась в другого, который стал моим третьим мужем (со сценаристом Владимиром Гусаковым актриса прожила десять лет - Прим. Sobesednik.ru). Думаю, бог меня наказывает за предательство Валеры. Сегодня у меня нет человека, которому можно было довериться, есть только сын, которого я обожаю. "Смерть подкосила меня": Лариса Лужина отказалась хоронить бывшего мужа Да и несмотря на четыре брака, той любви, о которой пишут в книжках, я никогда не испытывала. - Вы говорили, что не состоялись, как мать. А как бабушка? - Тоже не состоялась. Я мало вижусь с внуками. В основном, на праздники, они живут с другой бабушкой, которая их вырастила. Да, я помогаю материально, сын один содержит всю семью, поэтому, пока есть возможность, всегда буду помогать. С сыном Пашей мы общаемся почти каждый день, ему не так давно исполнилось пятьдесят лет. Старшему внуку Даниилу уже 23, он закончил МГУ, сейчас учится в магистратуре, хочет заниматься политикой. Средний внук Матвей тоже поступил в университет, а младший Прохор учится в пятом классе. Лариса Лужина: Я должна помочь сыну вырастить троих мальчиков - Не могу не спросить об интервью Прокловой, где она рассказала о домогательствах известного актера… - Я не стала даже это смотреть. Не понимаю, зачем все это нужно было рассказывать. Лично я считаю, что все это неправильно. Елена Проклова дает совет мамочкам, чтобы они оберегали дочерей. А как их оберегать? Ты что, за подол будешь держать девушку, ходить за ней по пятам? Что же ее мама не удержала? Вот Белохвостикову (народная артистка РСФСР Наталия Белохвостикова - Прим. Sobesednik.ru) мама удерживала, на все съемки ездила с дочерью. Помню, она снималась в 10-м классе у режиссера Герасимова в фильме «У озера», так мамочка за ней поехала. Вы знаете, и в моей жизни была подобная ситуация. Приехали люди из киностудии им. Горького в Таллин, подбирать артистов для фильма «Две жизни». Двое мужчин, один был помощником режиссера, насколько я помню. Они пригласили меня на переговоры в гостиницу. Мне тогда было 19 лет. Я прочитала сценарий, мне все понравилось, и тут они мне говорят: мы должны посмотреть на вас без одежды. Там, якобы, была сцена, где героиня обнаженная купается в ванной. Я сказала, что не буду раздеваться, и ушла. Они потом все равно меня вызвали на пробы. И человек, который меня встретил на вокзале, не помню, кем он представился, прямо мне сказал: «Переспишь со мной - будешь играть в этом фильме». Я отказала и меня, понятное дело, не утвердили. Я рассказала позже об этом режиссеру Ростоцкому. Он мне говорит: «Покажи мне его, я ему морду набью», но я не назвала имени. Такой случай был со мной один раз за всю карьеру.
Источник: sobesednik.ru
12:50
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!