Кинозвезды порадовались за Навального и "воскресили" Гайдара

Победителями «Ники» стали два Андрея Сергеевича. Кинопремия «Ника» в этом году обскакала «Золотого орла». Несмотря на то, что церемония проходила в разгар Московского кинофестиваля, старейшая кинопремия страны прогремела мощно и ярко, не забыв о своем привычном уже вольнодумстве и свободолюбии. Президент «Ники» Андрей Кончаловский стал и главным ее триумфатором: в разных номинациях побеждали его фильмы «Дорогие товарищи!» и «Грех». «Товарищам» достался и Гран-при за лучший фильм. Но интрига состояла совсем не в этом. Юлия Снигирь Дорогой товарищ Поскольку призы вручали за два года (в 2020-м «Нику» пришлось отменить из-за пандемии), церемония затянулась. Выйдя получать главный приз уже в первом часу ночи, Андрей Сергеевич неожиданно произнес: - Этот приз должен был получать Алишер Усманов. Он удивительный человек. Я с ним сделал несколько картин. Он не инвестор, а меценат: расстается с деньгами, чтобы посмотреть, что получится. Это дорогого стоит. Кончаловский пытался убедить аудиторию в величии поступка миллиардера, но сама «Ника» по традиции пульсировала в противоположном направлении - на предмет роста давления государства на общество. Самым смелым (или радикальным, кому как) оказалось выступление 84-летней Елены Стишовой, киноведа. Она получила приз «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» из рук своего ученика, а теперь и начальника в редакции журнала «Искусство кино» Антона Долина. - Я разделяю мнение с группой кинокритиков, которые воспользовались своим конституционным правом вручить приз за лучшее документальное расследование Алексею Навальному. Я горжусь, что мы это сделали, - сказала Елена Михайловна, вспомнив дерзкого «Белого слона» двухнедельной давности, вызвав овации зала и ехидное бурчание бессменного модератора «Ники» Юлия Гусмана, который ежегодно сетует на трудности с финансированием церемонии: «А как все хорошо начиналось…» Так вот, интрига состоит в том, что Кончаловский, как мы помним, отказался от того самого «Белого слона», на котором был награжден Навальный. Долин подтрунивал над режиссером (мол, Андрей Сергеевич то соглашается, то внезапно передумывает, и надеемся, он передумает снова, а приз его будет ждать в редакции «Искусства кино»). А у Усманова был серьезный конфликт с Навальным четыре года назад, и Андрей Сергеевич оказался единственным номинантом, кто две недели назад повернулся к «Слону» задом. Такой сложный бэкграунд привел к тому, что Кончаловский и на своей церемонии оказался «не в тренде», в отличие, кстати, от собственного фильма о расстреле протестующих советских рабочих советской властью в 1962 году. Зато абсолютно гармонировал и во многом определял атмосферу «двойной» «Ники» ее второй триумфатор - Андрей Сергеевич Смирнов. За своего «Француза», который тоже стал бальзамом на душу всем, кому сегодня в России не хватает кислорода, он получил такой же приз - «Лучший фильм», только по итогам 2019 года. - В моем фильме не участвовало Военно-историческое общество (Владимира Мединского. - К. Б.), - сказал режиссер, получив за это аплодисменты. - Нет взрывов патриотизма. Фильм посвящен памяти крупнейшего диссидента и проникнут соответствующим духом. И то, что большинство кинематографистов, моих дорогих коллег, сочли возможным разделить такое чувство к этому фильму, свидетельствует об их гражданской зрелости. Андрей Смирнов Воскрес Егор Гайдар Да что тут говорить, если в самом начале праздника непослушания включили видео с покойным Егором Тимуровичем Гайдаром. Ту речь он держал перед академиками в 1994 году. - У нас было много государственно поддерживаемого искусства, проклинающего государство, преклоняющегося перед ним, - говорил Гайдар гражданам России 2021 года. - Единственное, чего у нас было мало, это отстраненного от государства искусства. И вот что хотелось бы сделать - чтобы в нашем обществе было меньше государства. - Большая честь выступать после слов Егора Гайдара, - продолжал (уже живьем) вышедший вручать призы за документальное кино Алексей Кудрин, бывший вице-премьер, а ныне глава Счетной палаты России. - Он произнес их 30 лет назад. Я бы сегодня подписался под каждым его словом. Государство у нас часто внедряется в творческую жизнь, и, может быть, нужно этого поменьше. Опасения за наступление государства на свободы, права и политическую конкуренцию волновали и других участников церемонии - Михаила Сегала (лучший сценарий 2020 года за фильм «Глубже!»), Дмитрия Глуховского (лучший сценарий 2019-го за фильм «Текст»), Геннадия Островского (лучший телефильм 2020-го - «Волк»), каждый пытался в меру сил и понимания уместности высказаться. Более опытные мэтры тоже тянулись поддержать непослушание любимого сообщества, но вынуждены были формулировать свою гражданскую тревожность более обтекаемо и робко. - Мне жаль, что отца нет в живых, - сказал Леонид Ярмольник. - Мы с ним спорили о Сталине, о Хрущеве, о Брежневе… И сейчас мне есть о чем с ним поспорить. Но со сцены спорить ни с кем Леонид Исаакович не захотел, и весело-находчивый Гусман съязвил в своем стиле: - Обратите внимание, как грамотно Ярмольник остановился на Брежневе! Верность системе дает счастье богини победы! Итог подвел еще более «системный» Алексей Учитель: - Сколько ни хожу на другие премии, но какая-то атмосфера искренности только здесь. Вот это уж точно. Марина Зудина От Ефремова до Паля Был у этой «Ники» и еще один шлейф - криминальный. Тридцать лет церемонию открывали фельетоны Дмитрия Быкова в исполнении Михаила Ефремова. «Наш любимый актер находится сейчас в местах не столь отдаленных», - вынужден был сообщить Гусман известную всем безрадостную новость-старость. Прикрыть артиста вызвался сам Дима Быков, у которого на руках был крохотный полугодовалый сын. С ним-то он и сравнил нынешнего идеального гражданина: «Не протестант, не тролль, не воин, глубинный правильный народ. Покуда кормят, он доволен. Еда закончилась - орет». Девятикилограммовый малыш как раз заорал во время выступления. Причем, по словам Гусмана, «во время репетиций, а их было 52, ни разу не заплакал». Замена Ефремова была плановой. Но ближе к финалу церемонии стали приходить тревожные новости от телеграм-каналов по поводу того, что буквально только что в историю вляпался актер Александр Паль: что он, дескать, сильно избил бывшего хоккеиста Кевина Антипова. Паль должен был получать на «Нике» приз за лучшую мужскую роль (фильм «Глубже!»). Вместо него вышла продюсер картины, забрала его «Нику» и сказала: «Александр, к сожалению, не смог доехать, но он заслужил». Чулпан Хаматова Лауреаты 2019 Лучший фильм - «Француз» Лучший режиссер - Андрей Смирнов («Француз») Женская роль - Самал Еслямова («Айка») и Виктория Мирошниченко («Дылда») Мужская роль - Леонид Ярмольник («Одесса») Сценарий - Дмитрий Глуховский («Текст») Лучший ТВ-фильм - «Шторм» 2020 Лучший фильм - «Дорогие товарищи!» Лучший режиссер - Андрей Кончаловский («Дорогие товарищи!») Женская роль - Чулпан Хаматова («Доктор Лиза») и Юлия Высоцкая («Дорогие товарищи!») Мужская роль - Александр Паль («Глубже!») Сценарий - Михаил Сегал («Глубже!») Лучший ТВ-фильм - «Волк» Приз «За вклад в кинематограф» - Леонид Шварцман (получил за коллегу Юрий Норштейн) * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №16-2021 под заголовком «Кино просит свободы».
Источник: sobesednik.ru
04:50
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!