"Вы подлец, Данелия!": Фильм мужских ужасов – "Осенний марафон"

Добрый Бузыкин старается угодить всем: жене, любовнице, коллеге, соседу. Хочет, как лучше, а получается... А что из этого получается, рассказывает фильм «Осенний марафон». «Осенний марафон», 1979 г., «Мосфильм», философская комедия Хронометраж - 89 минут. Авторы сценария: Александр Володин, Георгий Данелия. Режиссер-постановщик: Георгий Данелия. В ролях: Олег Басилашвили, Наталья Гундарева, Марина Неелова, Евгений Леонов, Норберт Кухинке и другие. Награды: Премия имени братьев Васильевых (1981), «Золотая раковина» (Сан-Себастьян, 1979), первая премия прессы (Венеция, 1980), главный приз на Всесоюзном кинофестивале (Душанбе, 1980), главный приз на кинофестивале в Шамрусе (1980). Прокат 1979 года - 22 миллиона зрителей. Плутовское кино Эту историю автор сценария Александр Володин списал со своей жизни. Он так запутался между женой и любовницей, что однажды излил свое горе на бумаге, назвал «Горестная жизнь плута» и отнес Георгию Данелии. Тот поначалу хотел, чтобы фильм снял режиссер помоложе. Но потом решил-таки снимать сам, тем более что тоже угодил в подобную щекотливую ситуацию. В супружеской неверности подозревали и композитора Андрея Петрова, который написал музыку к фильму. - После выхода «Осеннего марафона» надо мной друзья смеялись, - вспоминал Петров. - Героя зовут Андрей Павлович, как и меня. Его супругу в фильме часто называют «эн - е» - по инициалам - Нина Евгеньевна. Но ведь и у моей жены Натальи Ефимовны такие инициалы! Вот все и намекали: мол, а нет ли у тебя тоже романа на стороне?! Даже жена надо мной подшучивала. Но нет, ничего подобного в моей жизни не было! На роль Бузыкина пробовались Леонид Куравлев, Николай Губенко, Станислав Любшин. Но режиссер остался недоволен этими пробами. - Басилашвили возник случайно, - рассказывал Данелия. - До встречи с ним я думал, что Олег Валерьянович властный, самодостаточный. Таким я его видел в фильмах Эльдара Рязанова. Моя ассистентка привела Басилашвили в студию без моего ведома и попросила попробовать. Мне пробы не понравились. Но актеру я ничего не сказал. Мы вышли с «Мосфильма» под сильный дождь, и я подвез Олега на машине. Когда он вышел, я посмотрел ему в спину и понял: вот он - Бузыкин! Идет в кепочке, неуверенный в себе, как-то неумело переходит дорогу... На следующий день его уже снимали. Олег Басилашвили: Отец ожидал, что за ним могут прийти Наталья Гундарева была первой кандидаткой на роль Нины, ее и утвердили. - Когда я прочитала сценарий фильма, то сразу поняла: роль моя! - делилась своими впечатлениями об этой работе Гундарева. - Хотя намучились со мной - много переснимали. Меня все время тянуло играть в привычной манере, а надо было сдержанно, с потаенной волей, которая может быть громче бурных рыданий. Однажды, когда отсняли сцену, где я одна жду мужа домой - а я все не могла унять слез о судьбе своей несчастной Нины, - Данелия сказал: «Из-за этих слез и должна была именно ты играть Нину». Актрису Марину Неелову режиссер заприметил уже давно. Однако не думал, что работа с ней принесет немало хлопот. - Мы так с ней ссорились, что на съемках часто общались только через Володина, - смеялся Георгий Николаевич. - Забавно это выглядело. Я: «Передайте актрисе Нееловой, что здесь нужно так-то и так-то». А она: «Передайте товарищу режиссеру, что он деспот!» Потом мы помирились и даже подружились с Мариной. - Роль Аллочки я решила сыграть, оправдывая ее поступок, - рассказывала после премьеры Неелова. - Ведь она все делает из-за любви, во имя ее. И не вина героини, что Бузыкин недотепа и нерешительный человек. Такой чисто женский подход не всегда нравился режиссеру. КГБ ушел от ответа Не мог обойтись режиссер без своего киноталисмана - Евгения Леонова. В фильме он сыграл Василия Игнатьевича - обаятельного соседа-пьяницу, фразы которого стали уже крылатыми в народе. Поначалу Данелия предполагал, что Леонов сыграет соседа Аллы, но позже отдал эту роль Николаю Крючкову. - Евгений Павлович - замечательный актер, - вспоминает Олег Басилашвили. - Помню, в одной сцене я пытался ему тоже комично подыграть. Вдруг режиссер останавливает съемку, отводит меня в сторону: «Ты чего дурака валяешь? Хочешь переиграть Леонова? Не получится. Ты играй свое. У тебя роль длинная, еще поиграешь». Я этот урок запомнил на всю жизнь. Долго решал Данелия, как снимать Норберта Кухинке (иностранец Билл). Ведь до этого люди из капиталистических стран в нашем кино не играли. А тут «экземпляр» из ФРГ, да к тому же не актер, а журналист, с которым удалось познакомиться через общих друзей. Написали письмо в Госкино с просьбой разрешить. Получили ответ: «Обращайтесь в Министерство иностранных дел». Написали. Оттуда послали в КГБ. Там ответили: «Напишите в Госкино». Плюнув на этот замкнутый круг, Данелия решил снимать Кухинке без разрешения. - Режиссер утвердил меня сразу, как только увидел на «Мосфильме», - вспоминал Кухинке. - Но я не горел желанием сниматься, да и работы тогда было много. Все-таки меня уговорили, но я поставил условие, что буду сниматься по выходным дням. Во время съемок в Ленинграде мы всей актерской группой примерно через день ходили в ресторан на Невском проспекте. Знаете, я ведь частенько перепивал русских. Раньше в таких количествах водку пил! Но никогда не был в «трезвывателе», как мой герой Билл. На роль переводчицы Варвары Данелия пригласил Галину Волчек - актрису, которую снимал еще в своей дипломной работе. - К тому времени я играла лишь уродок, поэтому из-за комплексов не хотела актерствовать, - рассказывала Галина Борисовна. - Но ради Данелии согласилась. Во время съемок я добавляла своей героине кое-какие фразы, чтобы она не выглядела таким уж монстром. Что-то подсказывал и Олег Басилашвили: например, фраза «коза кричала нечеловеческим голосом» - это его импровизация. Пришла посмотреть отснятый материал и была поражена. У меня ведь раньше на носу большая родинка была. До этого в фильмах ее как-то замазывала, крупным планом меня не снимали, а тут... Я заплакала. Побежала в больницу и удалила эту родинку. И так мне стыдно было за мою страшную Варвару, что фильм на премьере я не досмотрела. "Мне так мало говорят, что я актриса". Вспоминая Галину Волчек - Когда фильм вышел на экраны, я много выслушал и плохого, и хорошего, - вспоминал режиссер. - Например, журналист Юрий Рост назвал «Осенний марафон» фильмом мужских ужасов. Но самая забавная реакция была во время просмотра кинокартины на фестивале в Сан-Себастьяне. Когда моя переводчица поняла, что герой все-таки не ушел от жены, то вскочила и со словами «Вы подлец, Данелия!» убежала из зала. Оказывается, у нее была подобная жизненная ситуация, и в ней она выступала в роли Аллочки. Георгий Данелия не любил, когда делят людей на богатых и нищих Цитаты из фильма: «Андрей, тот дом, где я спал, как называется? Трез-вы-ва-тель?» «Хорошо сидим!» «А полы тебе не помыть? А то я вымою, ты свистни». «Бузыкин, хочешь рюмашку? Зря, а я люблю, когда работаю. Допинг». * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №09-2021 под заголовком «Фильм мужских ужасов - "Осенний марафон"».
Источник: sobesednik.ru
05:00
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!