"Я родился и живу между небом и землей": Марк Шагал, его Витебск и Белла

«Над городом» - самая известная картина Шагала и она же самая странная и загадочная. Ну да, конечно, любой скажет: какие еще загадки? Все ясно как божий день: это метафора любви, причем любви самого художника, все знают, что изобразил он на этой немаленькой картине (почти полтора на два метра) самого себя и свою любимую жену Беллу, а летят они над его родным и любимым Витебском. Синяя коза, зеленый конь Любовь окрыляет, возвышает и одухотворяет, она уносит Марка и Беллу ввысь - а внизу повседневность, там мужик, приспустив штаны, присел справить нужду, там все располосовано заборами, и там ходит коза. Но противопоставить любовь и повседневность на картине Шагала все равно не получится - потому что там, внизу, все тоже прекрасно: коза синяя, дом красный, церковь белая, да и бесштанный мужик вполне симпатичный и романтичный, а заборы Шагал, очарованный революцией, в том же 1918 году, когда было закончено полотно «Над городом», покроет фантастическими граффити с зелеными конями и коровами и летящими «рэволюционэрами». Народу, правда, это не понравилось, ну да ладно. Все равно Витебск на картинах Шагала - это такой город мечты, где все летают. Он рисовал этот город до самой своей смерти (а жил он долго - 97 лет), витебские мотивы можно обнаружить даже на плафоне в Парижской опере. А в 1973 году Марк Шагал, будучи уже всемирно прославленным и великим, приехал в СССР, но в Витебске не появился. Кажется, он боялся, что утонет в болезненной ностальгии, а может, просто боялся, что не узнает родной город. Белла Шагал, хоть и женился несколько раз, был абсолютным однолюбом. Всепоглощающей любовью всю его жизнь была первая жена Белла Розенфельд (вообще-то она по документам Берта, а он Моисей). Посмотрите внимательно: при всей своей конкретности - реальное платье, кружева, туфли - она часть Марка, его тело перетекает в ее, они едины, как две половины целого. Ценители Шагала до сих пор удивляются тому бесконечному вдохновению, которое художник получал в любви к реальной женщине, с которой жил рядом многие годы. Они познакомились в 1909 году - точнее, их познакомила натурщица Шагала, подруга Беллы. И это был тот самый «солнечный удар». Шагал тогда записал в дневнике: «Я понял: это моя жена... На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа». И глаза, и лицо, и волосы Беллы можно увидеть на всех картинах Шагала. Все женщины и все ангелы - это она, Белла. Марк Шагал и Белла Она сразу сказала ему «да». Марк отучился в витебской школе живописи и рисунка, но все равно был сыном простого еврея, торговавшего селедкой. А Белла - дочь богатого хасида, торговца ювелирными украшениями. Училась в Москве на Высших женских курсах, потом в студии Станиславского. Розенфельды не приветствовали эту любовь: «Не связывайся с ним». Но куда там! Ему 22, а ей неполных 15 - кто же в таком возрасте слушает папу с мамой. Все, впрочем, в этой любви сложилось удачно. Он уехал в Париж и Берлин. Вернулся в Витебск в 1914-м уже знаменитым, и в 1915-м они поженились. И любили друг друга почти 30 лет - сколько прожили вместе. Картина «Над городом» - это гимн их любви. Один из первых. Висит в Третьяковке. Шагал начал писать эту картину в 1914-м, а закончил в горячем 1918-м. Революция, по его собственным словам, взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего ее до глубины». Цыганка нагадала смерть в полете В начале 1920-х годов Шагал вместе с Беллой и их маленькой дочерью Идой уехал из России насовсем. Отчасти этому способствовало появление в Витебске пламенного Малевича, вытеснившего (без умысла, просто так получилось) Шагала из художественной жизни Витебской губернии. Обида, как это бывает в жизни, обернулась счастьем для Шагала. Он прожил почти сто лет, причем благополучной жизнью, чего о жизни Малевича сказать никак нельзя. Париж Марк Шагал потом назовет «своим вторым Витебском». После смерти Беллы он женится на Ваве - Валентине Бродской, владелице лондонского салона моды и дочери известного фабриканта и сахарозаводчика. Это был благополучный брак, но Шагал до самой смерти отказывался говорить о Белле как об умершей. Когда-то цыганка сказала Шагалу, что у него будет три женщины. «Одна необыкновенная и две обычные». И сказала о том, что он умрет в полете. Все так и случилось - третья жена художника боялась отпускать его в аэропорт, но он умер в лифте, поднимаясь в свою мастерскую. Две внучки Шагала - Белла и Мерет Мейер - живут в Израиле, но очень много времени находятся в поездках по миру, популяризируя искусство деда, продолжая таким образом дело своей матери Иды, которая была единственной дочерью Шагала и Беллы Розенфельд. Сестры Мейер очень строги во всех вопросах сохранения наследия. Марк Шагал - ярчайший художник русского авангарда - искусства особенного, неразрывно связанного с нашей историей и вызывающего сильный интерес в мире. Поэтому подделки «под Шагала» - это большая проблема и для искусствоведов, и для наследников. «С появлением интернета проблема с фейками катастрофически увеличилась, - уверяет Мерет. - Подделки стало проще распространять, и их количество не уменьшается. Но рано или поздно мы узнаем о любой подделке». Образ скитальца с мешком за плечами, как говорят Белла и Мерет, - любимый образ их деда наряду с летящими героями его витебских картин. Скитальцем он считал самого себя. «Я родился и живу между небом и землей...» - писал он в своей книге. Мерет больше занимается организацией выставок и вопросами наследия, а Белла унаследовала талант деда - она художник. Ее детские картины Шагал вешал рядом со своими. «Он спрашивал у нас, детей: какой ваш идеал? И мы до сих пор думаем над ответом. Марк действительно был светлым и радостным человеком, - вспоминает Белла. - Именно таким, каким все представляют его, глядя на его картины. При этом он жил в постоянных сомнениях и говорил, что наша мать - его дочь - единственная, кто по-настоящему его понимает. Ну а больше всего он доверял нашей бабушке, своей жене Белле, но она очень рано умерла». Обидно, что обе внучки русского авангардиста не знают русский язык - они его учили, но забыли... * * * Материал вышел в издании «Собеседник+» №10-2020 под заголовком «Марк Шагал: между небом и землей».
Источник: sobesednik.ru
01:40
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!