"Я бы пошел юнгой на корабль капитана Александра"

С творчеством Саши Кругосветова я знаком достаточно давно. Причем знаком не только по его замечательным книгам, но и лично. Мы пересекались с автором на некоторых общих мероприятиях, и он оставил у меня самые приятные впечатления. Тонко чувствующий, улыбчивый, где-то даже застенчивый, очень образованный питерский интеллигент, совершенно лишённый меж тем так называемого культурного снобизма. С героями его новой книги «Базальтовая Венеция» читатель наверняка уже встречался. Путешествия на корабле «Быстрые паруса» под командованием капитана Александра и его друзей - Боцмана, Штурмана, Повара-Кока, говорящего голубя Митрофана и двух юных великанов Дола и Зюла описаны в предыдущих историях этой серии. Все наверняка помнят книги «Большие дети моря», «Киты и люди», «Архипелаг Блуждающих огней», «Остров Дадо. Суеверная демократия», «Остров Мория. Пацанская демократия». Лично в моем понимании подобная литература крайне необходима и очень востребована в наше время. Согласитесь, сейчас весьма непросто поймать школьника за чтением, например, Жюля Верна. И не потому, что великий классик мировой литературы никому не нужен. Вовсе нет! Скорее, речь может идти о том, что вся «фантастика» книг Жюля Верна в наше время уже давно сбылась. Никого не удивишь направленными молниями, подводными кораблями, торпедами и тому подобным. Даже наоборот, сам великий писатель голову потерял бы в нашем мире, полном гаджетов, интернета, величайших изобретений и неумолимого прогресса. А ведь именно параллели с Жюлем Верном, Джеком Лондоном, Льюисом Стивенсоном, Джонатаном Свифтом или даже Александром Грином первыми приходят в голову, когда открываешь книги Саши Кругосветова. Он тоже пишет о путешествиях, морях, шхунах и бригах, приключениях, островах, туземцах и, конечно же, Ее Величестве Науке. «Поучая, развлекать!» - вот идеальная формула, без которой невозможна настоящая детская литература. И которой, увы, частенько пренебрегают другие авторы, скатываясь в занудное детсадовское чтиво о зайчиках и ежиках. Отметим также, что, в отличие от своих бессмертных предшественников, Кругосветов ставит во главу угла не только науку. Он умеет найти именно те фантастические элементы, которые цепляют юного читателя, хотя бы потому, что они действительно сказочны. Ведь как бы ни развивалась техника, на земле все равно не появятся говорящие голуби, да и два мальчика-великана вряд ли встретятся вам на улице. Тут можно было бы усмотреть мягкий намек на Рабле, однако если его Гаргантюа размышляет о том, как и чем лучше подтираться, то Дол и Зюл, являющиеся потомками великанов с острова Бробдингнег, найденного Лемюэлем Гулливером, гораздо более развиты и умны во всех смыслах. Порой именно их жажде приключений читатель обязан массой интереснейших историй, содержащих как шутки и намеки, так и серьезные научные данные. В этом смысле очень значимо, что мы можем видеть мир не только глазами капитана Александра, но и его друзей, команды «Быстрых парусов» и даже пассажиров судна. А ведь каждый из них вполне сложившаяся и самостоятельная личность, достойная отдельного рассказа. Мне было довольно трудно определить целевую аудиторию этой книги. Вроде бы, по логике вещей, она обязана быть детской. Допустим, от десяти до четырнадцати лет. Но если мне, вполне себе взрослому человеку, эти повести кажутся интересными, то возможно, и возрастные рамки потенциальных читателей стоило бы несколько расширить? Хотя бы от десяти до пятидесяти, а? Мне же, как опытному читателю, также очень импонирует в этих книгах отсутствие скучной назидательности. Слишком уж часто, обращаясь к детям, современные писатели увлекаются вольным пересказом «Что такое хорошо и что такое плохо?». Саша Кругосветов счастливым образом избегает как младенческого сюсюканья, так и чрезмерной педантичности. Тем не менее в своих плаваниях по морям и океанам автор рассказывает нам много нового или хорошо забытого старого: не только о географии, природе, подводном мире, но и всерьез рассуждает о социальном устройстве разных обществ, племен, даже животных, давая возможность изучить, как может или даже должен быть устроен мир. Определенная поэтичность текста опять-таки позволяет гармонизировать линии фантастики и науки, сливая их в единой гамме. Особенно это заметно в описании членов команды «Быстрых парусов». Начиная от благородного капитана Александра, в чем-то напоминающего гриновского Грея или Робинзона Крузо, и далее по рангу - от Штурмана к Боцману, от Кока до последнего матроса и болтливого голубя - все прописаны с любовью и честностью, что не может не вызывать у юного читателя искреннего желания хотя бы раз ступить на борт этого дружного судна. Помните, как в свое время говаривал Александр Васильевич Суворов об одном из морских сражений адмирала Ушакова: «Ура русскому флоту! Зачем я не был хотя бы мичманом при Корфу?» Вот так же, наверняка, хочется и читателям, закрывая последнюю страницу новой книги Саши Кругосветова, тихо помечтать вслух: «Вот бы и меня хоть когда-нибудь взяли на корабль капитана Александра, хотя бы юнгой...» Почему нет? Лично я пошел бы! P. S. Вы наверняка заметили, что я практически ничего не рассказал о сюжете самой «Базальтовой Венеции»? И правильно, не фиг спойлерить! Книга написана для того, чтобы ее прочли вы, читатели, а не для пересказа рецензентом. Так что - в путь и приятного вам чтения! Андрей Белянин, член СП России, фантаст, поэт, художник Саша Кругосветов - писатель, куратор Санкт-Петербургского отделения Интернационального Союза писателей, член Союза писателей России, член Международной ассоциации авторов и публицистов APIA (Лондон). Среди наиболее значимых литературных наград - премии фестиваля фантастики «Роскон»: «Алиса» (2014), «Золотой РосКон-2019»; лауреат премии еженедельника «Литературная Россия» (2016); финалист премии «Независимой газеты» «Нонконформизм» (2016, 2017, 2018); Гран-при международного конкурса Франца Кафки (2018); Лауреат лауреатов Международного конкурса «Новый сказ» памяти П. П. Бажова (2019); лауреат Международной литературной премии им. Ф. Кафки в номинации «Кафка - Синий кристалл» (2020). Саша Кругосветов. Путешествия капитана Александра. Базальтовая Венеция. «Питер», 2020. https://www.labirint.ru/books/754280/. Реклама.
Источник: sobesednik.ru
15:40
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!